Обеспечение заявки что такое

Обеспечение заявки что такое

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе является обязательным элементом торговых процедур при заключении сделок для госнужд. Основные вопросы применения обеспечительных мер для аукционных заявок мы рассмотрим в нашей статье.

Что такое обеспечение заявки, в какой форме осуществляется обеспечение заявки при проведении аукциона

Размер обеспечения заявки при проведении электронного аукциона

Как производится блокировка обеспечения аукционной заявки

Срок возврата обеспечения по заявке

Ответственность за невозврат обеспечения по заявке

Что такое обеспечение заявки, в какой форме осуществляется обеспечение заявки при проведении аукциона

Согласно ст. 44 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в обязанности заказчиков аукционных или конкурсных мероприятий по закупкам для госнужд входит установление обеспечения для поданных к участию заявок. Условие об обеспечении является обязательным и применяется ко всем участвующим в торгах. Без исполнения требований об обеспечении заявка не будет принята к рассмотрению.

Основное назначение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе — отсеивание случайных субъектов, претендующих на заключение сделок для госнужд, еще на первоначальном этапе подачи заявочных обращений. Проще говоря, обеспечительные меры представляют собой гарантию добросовестности и благонадежности претендующего на участие в торгах заявителя.

Ст. 44 закона № 44-ФЗ предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

  1. Денежные средства.
  2. Банковская гарантия.

При этом выбор формы зависит от вида торгов.

Так, обеспечение заявочного обращения на конкурс или закрытый аукцион применяется в обеих формах, при этом выбор способа обеспечения делает участник торгов. Электронный же аукцион допускает только внесение денежных средств.

Банковская гарантия представляет собой способ обеспечения обязательств, в соответствии с которым банковское или другое кредитное учреждение дает по просьбе одной стороны письменное обязательство (гарантию) другой стороне уплатить оговоренную сумму по просьбе, полученной от кредитора (ст. 368 и 370 Гражданского кодекса РФ). При этом по нормам закона № 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая в обеспечение аукционной заявки, должна отвечать условиям, установленным им в ст. 45. То есть участвовать в обеспечении могут только банковские учреждения, поименованные в ст. 74.1 Налогового кодекса РФ, гарантия же должна быть безотзывной и содержать все положения, предусмотренные п. 2 ст. 45 закона № 44-ФЗ.

Обеспечительная мера в форме денежных средств, по сути, представляет собой блокирование определенной (оговоренной аукционными условиями) суммы на счету оператора интернет-площадки (если речь идет об электронном аукционе) или временное перечисление этой же суммы на расчетный счет заказчика (если имеется в виду обычный конкурс).

Размер обеспечения заявки при проведении электронного аукциона

Величина обеспечительных мер в отношении заявки определяется исходя из пп. 14 и 15 ст. 44 закона № 44-ФЗ и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), а также (в некоторых случаях) от специфики организации, претендующей на участие в торгах. НМЦК определяется по правилам ст. 22 закона № 44-ФЗ и является предельной суммой, которую заказчик считает возможным выплатить за контракт.

Систематизируя положения указанных норм закона № 44-ФЗ, можно сделать вывод, что размер обеспечения заявки при проведении электронного аукциона и прочих видов торгов должен составлять:

  1. По общим правилам:
    • если НМЦК не превышает 3 000 000 руб. — 1% цены;
    • если НМЦК больше 3 000 000 руб. — от 0,5 до 5%.
  2. Для учреждений уголовно-исполнительной системы, сообществ инвалидов, субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций — не более 2% НМЦК (ст. 28, 29 и 30 закона № 44-ФЗ).

Если объявлена сумма аванса, то объем обеспечения не должен быть меньше этой суммы.

ВАЖНО! Действовавшие 2 года подряд (2015–2016 гг.) антикризисные ограничения на применение заказчиками требований к заявкам об обеспечительных мерах с 01.01.2017 отменены (п. 2.1 ст. 96 закона 44-ФЗ).

Национальная ассоциация институтов закупок предлагает онлайн-калькулятор, с помощью которого можно рассчитать размер обеспечения заявок при проведении электронных аукционов и других форм закупок с учетом всех сопутствующих торгам обстоятельств. Найти этот калькулятор можно на странице http://www.naiz.org/fz44/financial-requirements/.

Как производится блокировка обеспечения аукционной заявки

При осуществлении мероприятий по электронному аукциону денежные средства, представляющие собой обеспечительные гарантии в отношении заявки, на счета заказчика не переводятся. Обеспечение заявки при торгах в этой форме производится следующим образом:

  1. Оператор электронной торговой площадки открывает специальный расчетный счет, который будет использоваться для сбора средств, выступающих в качестве обеспечения аукционных заявок.
  2. Потенциальный конкурсант для участия в электронном аукционе проходит аккредитацию на электронной площадке (ст. 61 закона № 44-ФЗ).
  3. В течение 5 рабочих дней с момента поступления предусмотренных законом документов оператор обязан принять решение об аккредитации предполагаемого конкурсанта или отказе в этом и выслать ему уведомление об этом (п. 4 ст. 61). В уведомлении об аккредитации среди прочей информации должны содержаться реквизиты счета для внесения обеспечительных денежных средств.
  4. Потенциальный участник производит зачисление средств на расчетный счет оператора электронной торговой площадки в размере, заявленном аукционной документацией.
  5. Потенциальному участнику аукциона выделяется лицевой счет, через который проводятся все операции с обеспечительными средствами.
  6. Производится подача заявочного обращения на участие в конкретном электронном аукционе, которое является одновременно поручением от потенциального участника торгов оператору интернет-площадки блокировки операций по его лицевому счету в объеме денежных средств, соответствующих аукционной сумме обеспечения заявки, что оператор и обязан сделать в течение 1 часа с момента получения заявочного обращения (п. 17, 18 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

Срок возврата обеспечения по заявке

Основания возврата или снятия блокировки с обеспечительных денежных средств указаны в п. 6 ст. 44 закона № 44-ФЗ.

К событиям, при наступлении которых начинает отсчитываться нормативный срок, предусмотренный на возврат обеспечения, относятся:

  1. Выбор победителя закупки и оформление протокола рассмотрения аукционных заявок. При этом возвращение обеспечительных средств производится всем участникам закупочных торгов, кроме победителя. Ему обеспечительные средства вернутся после подписания контракта.
  2. Аннулирование закупки.
  3. Отклонение заявки потенциального конкурсанта.
  4. Отзыв заявки поставщиком до окончания срока подачи заявочных обращений.
  5. Передача заявки позже отведенного на это срока.
  6. Отстранение участника или победителя торгов от аукциона или подписания контракта из-за несоответствия требованиям в порядке пп. 9 и 10 ст. 31 закона № 44-ФЗ.
  7. Отказ контролирующей организации согласовать подписание контракта с единственным поставщиком либо получение оператором интернет-площадки аналогичного решения от заказчика.

Срок освобождения обеспечительных средств составляет:

  • не более 5 будних (рабочих) дней при возврате зарезервированной суммы участнику конкурса или закрытого аукциона;
  • не позже 1 буднего (рабочего) дня при снятии блокировки с обеспечительных средств участвующего в электронном аукционе.

Ответственность за невозврат обеспечения по заявке

Наказать недобросовестного заказчика или оператора электронной площадки за невозврат или несвоевременное возвращение обеспечительных средств по заявке можно в рамках административного и гражданского судопроизводства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет ответственность за просрочку возврата обеспечительных средств в виде штрафных санкций (ч. 1, 2 ст. 7.31.1):

  1. Если просрочка не превысила 3 рабочих дней:
    • для должностных лиц — 5000 руб.;
    • для организаций — 30 000 руб.
  2. Если просрочка превысила 3 рабочих дня:
    • для должностных лиц — 15 000 руб.;
    • для организаций — 90 000 руб.

Административная ответственность за нарушение процедуры, сроков блокирования, снятия блокировки по счету участника электронного аукциона влечет наложение на оператора интернет-площадки штрафных санкций в размере 15 000 руб. (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Помимо привлечения к административной ответственности пострадавший участник торгов может частично материально компенсировать свои убытки от просрочки возврата или снятия блокировки с обеспечительных денежных средств. Для этого необходимо обратиться в суд (арбитражный или общей юрисдикции в зависимости от подведомственности спора) по правилам гражданско-процессуального производства и взыскать с нарушителя проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, процедура использования обеспечительных мер к заявкам — как на электронный аукцион, так и при закупках в иной конкурсной форме — требует ответственного подхода и от претендента на участие в торгах, и от заказчика, и от оператора интернет-площадки на всех этапах проведения закупочного конкурса.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *