Методичный материал по сан минимуму водитель экспедитор

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей*

* С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем главного государственного санитарного врача СССР А.М. Скляровым № 4616-88, 5 мая 1988 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов*, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее — автомобилей).

* Автобус — автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.

1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.

2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл.2.1) или допустимых (табл.2.1и2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 2.1

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный и переходный периоды года

Легковые

20 — 23

60 — 40

0,2

Грузовые и автобусы

18 — 20

60 — 40

0,2

Теплый период года

Легковые

20 — 25

60 — 40

0,2

Грузовые и автобусы

21 — 23

60 — 40

0,3

Таблица 2.2

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %, не более

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Легковые

19 — 25

75

0,2

Грузовые и автобусы

17 — 23

75

0,3

Таблица 2.3

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С*

Относительная влажность, в %

Скорость движения воздуха, м/с**

Легковые, грузовые и автобусы

Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С

При 28 °С не более 55

0,2 — 0,5

При 27 °С не более 60

При 25 °С не более 70

При 24 °С и ниже не более 75

* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. 2.2 для холодного периода года.

** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая — минимальной температуре воздуха.

2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласноСНиП 2.01.01-82*«Строительная климатология и геофизика») в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл.2.3, но не выше 31 °С — в кабине легковых автомобилей и 30 °С — в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.

2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл.2.1при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл.2.2и2.3для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.

2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С.

2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя — не более 35 Вт/м2, а от окон — не более 100 Вт/м2.

2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп.2.1-2.5настоящих Правил.

2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.

2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденных Минздравом СССР.

2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.

2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.

2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:

а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. — определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C1-С10(в пересчете на С, ПДК — 300 мг/м3), окиси углерода (ПДК — 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете на NO2, ПДК — 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК — 0,01/0,007 мг/м3);

б) метилированный бензин и чистый метанол — углеводородов алифатических предельных C1-С10(в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NО2) метанола (ПДК — 5 мг/м3), формальдегида (ПДК — 0,5 мг/м3);

в) дизельное топливо — углеводородов алифатических предельных C1-С10(в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), акролеина (ПДК — 0,2 мг/м3);

г) газовое топливо — углеводородов алифатических предельных C1-С10(в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), меркаптанов.

Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *