Кто должен делать должностные инструкции в организации

Кто должен разрабатывать должностные инструкции в частной организации

Кто должен составлять должностные инструкции на государственном предприятии

Кто должен разрабатывать должностные инструкции в частной организации

Сразу отметим, что Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) такого термина, как должностная инструкция (далее — ДИ), не содержит в принципе, поэтому ее отсутствие в организации не будет нарушением законодательства.

Вместе с тем Роструд дает свои комментарии на этот счет: по указанной выше причине работодатель сам правомочен определить, каким образом происходит оформление ДИ в организации и вносятся изменения в них (письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6).

Таким образом, работодатель сам определяет, кто составляет должностные инструкции в организации, и теоретически любой работник может быть назначен ответственным за разработку, оформление и ознакомление штатного состава с ДИ. Хотя чаще всего эта функция возлагается на работников кадровой службы или юристов предприятия, начальников структурных подразделений.

Если в организации имеется специальное положение о ДИ, то их разработка производится в соответствии с положением. В противном случае такая обязанность возлагается на конкретного специалиста или подразделение распорядительным документом руководителя организации.

Об особенностях составления ДИ для того или иного работника можно прочитать в других статьях на нашем сайте, например по ссылкам: Должностная инструкция помощника генерального директора или Должностная инструкция исполнительного директора ООО — образец.

Кто должен составлять должностные инструкции на государственном предприятии

ТК РФ не содержит комментариев и в отношении вопроса, кто составляет должностные инструкции на предприятии, являющемся государственным. Вместе с тем деятельность госучреждений, как правило, регламентирована специальными положениями, утвержденными на соответствующем уровне органов исполнительной власти, и практика введения ДИ для госслужащих, сотрудников бюджетных учреждений распространена практически повсеместно.

Как мы указали выше, разработка ДИ производится в соответствии с утвержденными положениями для той или иной сферы деятельности, например:

  • Приказом ФТС России «Об утверждении положения о порядке разработки и утверждения ДИ сотрудника таможенного органа» от 11.08.2009 № 1458. В приложении 5 к данному приказу обозначены должности лиц, ответственных за разработку, согласование и утверждение ДИ для каждого уровня управления.
  • Приказом Госнаркоконтроля РФ «Об утверждении положения о порядке разработки и утверждения ДИ…» от 25.11.2003 № 235. Распределение обязанностей по контролю за разработкой, а также по согласованию и утверждению ДИ производится в соответствии с приложением 3 и т. д.

Также имеются, например, рекомендации Министерства труда РФ по разработке ДИ для госслужащих федеральных органов исполнительной власти, согласно которым руководитель такого органа утверждает ДИ для своих заместителей и начальников структурных подразделений. Для остальных же должностей инструкции типовые (см. письмо Минтруда РФ от 13.03.1996 № 482-ВК).

Итак, обязанность по разработке должностных инструкций на частном предприятии может быть возложена на любого сотрудника — в соответствии с положением о должностных инструкциях или по приказу руководителя. В госучреждениях теоретически действует аналогичное правило, однако на практике данная функция обычно регламентируется специальными отраслевыми актами.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *